Олеся (lisenok) wrote,
Олеся
lisenok

Categories:

О детях-инвалидах

В свете всех этих обсуждений про права инвалидов и прочих разборок, я задумалась. Сейчас наша страна взяла курс на социализацию людей с ограниченными возможностями. Ведь не секрет, что у нас все равны, но некоторые равнее многих. Я говорю сейчас не о разделении на богатых и бедных, которое тоже имеется. Речь пойдет о полностью здоровых и тех, у кого с организмом не все так прекрасно.

Пока Божена верещит что некоторые колясочники мешают ей выйти из самолета во всей красе, я напомню - в нашей стране до определенного времени не к каждому магазину пандусы полагались. А о съездах с бордюра и говорить не стоит - они до сих пор опасны для колясочников во многих местах Москвы, что уж говорить о регионах. Далеко не везде улицы оборудованы светофорами для слепых, на таблетка только сейчас начали печатать название шрифтом Брайля, и то не на всех. А уж об отношении к тем, кому не повезло получить инвалидность из-за задержки умственного и психического развития - и говорить не стоит. Я даже здесь слышала, что таких детей нужно изолировать, отправить в гетто и прочие фразочки, достойные скорее Гитлера и иже с ним, чем современного образованного человека.



А между тем, наше государство взяло курс на интегрированное образование. Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничения гласит: "Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования".

Интегрированный класс - форма обучения, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Я здесь четко поясню - отклонения в развитии не обязательно могут означать психические и интеллектуальные. Есть еще море физических нарушений, которые не позволяют детям полноценно жить.

Дэвид Бланкет, инвалид по зрению, использующий собаку-поводыря, что не помешало ему несколько лет занимать должность министра внутренних дел Великобритании, сказал: "Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом"

image

Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


Насколько это работает у нас в стране?
Прием детей с отклонениями в развитии в общеобразовательное учреждение, в котором организованы интегрированные классы и (или) специальные классы, осуществляется на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (ПМПК), содержащего рекомендации по выбору образовательной программы. То есть все делается не на основании быстрого осмотра и штампика - ребенка осматривают минимум четыре специалиста, прежде чем дать направление. Раньше таких детей направляли в специальные коррекционные школы. В России существует восемь видов школ:
для неслышащих, слабослышащих, слепых и слабовидящих, для детей с речевыми патологиями, с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детишек с задержкой психического развития и последняя - для тех, у кого диагностирована задержка интеллектуального развития (умственная отсталость). Вроде бы я ничего не забыла. Помимо спецшкол и интернатов (опять же, во избежание воплей об изъятии детей у родителей, сообщаю, что формы обучения разные - от ежедневного хождения в школу до интернатного обучения), существуют коррекционные классы в общих школах, плюс школы надомного обучения для тех, кто занятия вообще посещать не может и дистанционное обучение.
Однако, интеграция для нас не нова. Среди школьников всегда находятся, например, недиагностированные дети, их «интеграция» обусловлена тем, что имеющееся отклонение в развитии еще не выявлено Помимо этого, сейчас родители имеют право решать самим, куда отправлять детей - в общую школу или специализированную. Многие родители просто не представляют, в чем заключается работа и адаптация таких детей в коррекционных школах, они воспринимают это скорее как жуткий интернат, где дети деградируют до уровня младенца. Это не так. Я видела как шестилетнего полностью глухого ребенка научили говорить за полгода. Это нереально тяжелый труд. И такие вещи трогают до слез.
Но вернемся к разговору. После того, как родители решили отдать ребенка в обычную школу, кое-что зависит еще и от самого дитя. Скорее всего, если у ребенка сильные проблемы, он так или иначе перейдет в специализированное заведение. Потому что он не сможет осилить и часть общей программы. Но причина не только в этом.

image

Согласно данным РИА Новости Законопроект об инклюзивном образовании Госдума РФ планирует рассмотреть в осеннюю сессию.
Предварительно все теми же РИА Новости 2-3 июня в 43 субъектах среди 1500 респондентов был проведен независимый опрос. По данным этого исследования, 45% россиян одобряют идею обучения детей-инвалидов в обычной школе, против выступают 35%, 19% граждан не определились в этом вопросе.
Как считают 26% респондентов, совместное обучение детей-инвалидов и обычных детей приведет к ухудшению качества образования, 21% россиян затруднились дать свою оценку.
Согласно опросу, большинство респондентов (52%) уверено, что детям-инвалидам будет плохо и некомфортно учиться в обычной школе, 30% россиян считают, что напротив им будет комфортно, 18% затруднились ответить. При этом 39% респондентов уверены, что обычным детям будет плохо учиться вместе с инвалидами, 36% придерживаются противоположного мнения, 25% затруднились дать ответ.
По данным ФОМ, 36% из тех 45% россиян, которые выступают за инклюзивное обучение, полагают, что, в первую очередь, министерство образования должно финансировать техническое переоборудование школ с учетом потребностей детей-инвалидов. Никто из родителей, как инвалидов, так и обычных школьников, не считают, что они должны оплачивать эти расходы, 3% считают, благотворительные фонды должны оплачивать переоборудование, 4% назвали другие организации, 2% затруднились ответить.

Думается, проблему интегрированного обучения можно поделить, как и само интегративное обучение, на две части: образовательную и социальную.
Если говорить о первой, то главное, с чем мы столкнемся при инклюзивном обучении – невозможность адаптировать школьную программу под детей с разными нарушениями развития. Таким образом, интегрированным детям необходим наставник, который будет их направлять в процессе обучения – тьютор, тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. Причем, каждому особенному ребенку нужен свой тьютор, а это влечет за собой дополнительные финансовые затраты.
Помимо прочего, на данный момент учителя средних школ не имеют соответствующих навыков для работы с такими детьми. Для лучшего интегрирования необходимо провести соответствующие обучающие тренинги.
И еще один немаловажный момент: все дети с ограниченными возможностями – разные, а, соответственно, для таких детей важен индивидуальный подход, хотя бы частично индивидуальный, что почти невозможно в общеобразовательной школе, ориентированный прежде всего на общие показатели - достижения класса, а не каждого ученика как личности.
Существует также проблема подготовки самого учреждения к принятию детей инвалидов – оборудованность пандусами, лифтами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, таблицами с надписями шрифтом Брайля для слепых – и так далее.
Как мы видим, все эти проблемы в первую очередь финансового характера. И если грамотно выстроить линию реализации инклюзивного образования, выделить и распределить ресурсы, то эта часть вполне решаема.
Что касается социальной части, то важнейшая проблема, с которой мы сталкиваемся - это родители. А точнее их неприятие детей-инвалидов. К сожалению, в нашем обществе сложился четкий стереотип неприятия детей с ограниченными возможностями. Родители, незнакомые с этой категорией, называют таких детишек «дебилам», «даунами» и прочими нелестными эпитетами. Куда хуже, что мнение родителей является авторитетным для их детей. А стало быть, стереотипу свойственно распространяться. Безусловно, это плохо влияет на интегрирование. И одна эта проблема делает крайне сложным обучение даже при всех решенных педагогических проблемах. Что означает, главной проблемой интергированного обучения на современном этапе является формирование устойчивого общественного мнения, направленного на принятие инвалидов как равных себе.

image

Инклюзивное образование должно быть внедрено и так будет. И я очень надеюсь, что обойдется без фанатизма. Понятное дело, что далеко не всех инвалидов можно направить в общие школы без ущерба их развитию, для многих более подходящими станут специализированные учреждения. И тем не менее, обучение нужно начинать даже не с детского сада и вовсе не с детей-инвалидов, нужно начинать с нас, взрослых, именно мы должны научиться в первую очередь терпимости и уважению, приобщиться к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи.

Источник исследования - РИА Новостиl
Tags: дядюшка Фрейд
Subscribe

  • Майор Гром: Чумной Доктор

    Когда идешь на отечественный фильм - не ожидаешь ничего интересного. Как-то уже привыкли к шлаку, к тому, что все вторично, нелепо и не смотрится.…

  • Малефисента. Владычица тьмы

    Если вы хотите увидеть прекрасную сказку - не смотрите Малефисенту. Если вы хотите логику сюжета - не смотрите Малефисенту. И вообще не смотрите…

  • Плохие парни навсегда

    У меня накопилось ненаписанных рецензий - жуть. Я так рассчитывала, что напишу их на карантине и порадую всех, но на карантине я либо работаю, либо…

Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments