Олеся (lisenok) wrote,
Олеся
lisenok

Category:

Гламорама

Вступление

Когда пишешь пост, обычно задумываешься, кому приятно будет это прочитать. В моем случае, к сожалению, никому. Мне и самой неприятно это осознавать. С другой стороны я все же пишу, поскольку само осознание может принести какую-то пользу.
Я сразу прошу прощения у всех, кого этот текст может затронуть лично. Я никого конкретно не имею в виду, но считаю должным извиниться, поскольку в моих постах часто люди находят что-то обидное для себя.

Часть первая. Гламорама.

Недавно мне довелось прочесть книгу Брета Истона Эллиса "Гламорама". Эллис - автор "Американского психопата", так что если вы и не читали, то, возможно, смотрели экранизацию с Кристианом Бейлом. Если "Психопат" - сатира на моральную деградацию яппи, то "Гламорама" нам как пользователям сайта, да и звездам, которых мы тут обсуждаем, ближе, поскольку книга в первую очередь высмеивает гламур и культ знаменитостей. Главный герой - пустобрех Виктор.



Он ничего особенного из себя не представляет, живет на отцовские деньги, заработать толком не может, изредка светится в фотосесиях, гордится, что стал лицом журнала. Показателен его разговор с отцом:
— Боже мой, Виктор, я скажу тебе лишь одно, — вздыхает он. — Тебе уже двадцать семь, а ты все еще только модель.
— Только модель? — говорю я, все еще ошеломленный. — Только модель? Ты хорошенько подумал, прежде чем это сказать, папа?
— Я ожидал, что ты займешься чем-нибудь серьезным и действительно важным…
— Да, папа, я все помню. Я помню, что вырос в среде, где богатства приходилось достигать, занимаясь чем-нибудь серьезным и действительно важным. Это так.
— Только не надо мне рассказывать, что ты намереваешься добиться самосовершенствования и творческого развития, демонстрируя — будем называть вещи своими именами — тряпки.
— Папа, мужская топ-модель зарабатывает до одиннадцати тысяч долларов в день.
— Ты что, мужская топ-модель?
— Нет, но не в этом дело.

Мальчик не представляет из себя ничего, по сути он обычный it-boy, живущий на папины деньги и популярный за счет известности своей подруги-супермодели, но мнение о себе имеет высокое.
Он вращается в той среде, где физическая красота - признак совершенства:
Ты воплощаешь физическое совершенство нашей эпохи, ты не просто модель, ты — звезда. — И наконец, взяв ее лицо в свои ладони, я изрекаю: — Красота тела невозможна без красоты души.

А раз он красив, значит и душой хорош. Но на самом деле там, внутри, пустота, он разговаривает цитатами из песен и оценивает людей по брендам. Поверьте мне, от описаний, кто в чем и где какой бренд вас начнет мутить уже через две страницы. Но героев мало волнует, насколько они пусты.
— Ах, конечно! — восклицаю я. — Типа, в этом мире ум важнее, чем брюшной пресс. О Боже, подними руку, если ты сама в это веришь.
Думать об этом не принято, не обязательно, душа давно продана, а пустота заполняется наркотиками и успокоительными препаратами. И более того, он живет в той среде, где все это норма, другого мира он не знает и не понимает.
— Вся эта публика меня не очень интересует.
— Какая «эта публика», зайка?
— Та, которую всегда интересует, кто кого трахает, у кого член длиннее, у кого сиськи больше, кто кого знаменитее и так далее.
Обескураженный, я тем не менее следую за Лорен.
— Так тебе все это, значит, эээ, не интересно? — кричу я, глядя, как она ловит такси. — У тебя, что, типа, проблемы какие-то?


Видите, какой приятный персонаж? И тем не менее он популярен даже вне своей среды. У него есть поклонники. Как такое могло случиться?

Часть вторая. Общество потребления.

Существуют два варианта антиутопии: жизнь по Оруэллу и жизнь по Хаксли. Первый вариант близок всем тоталитарным странам, второй скорее подходит к рыночным отношениям. Чем характерен дивный новый мир Хаксли? Помните о Мекке тусовщиков конца семидесятых - Студии 54? Клубе, где все сношались, пили, потребляли наркотики тоннами. Там люди отдыхали, отрывались и забывали о проблемах с помощью ныне доступной сомы - героина, кокаина и прочая.Заведение просуществовало недолго, но успело запомниться. В том числе и огромным количеством желающих туда попасть любой ценой. С моей точки зрения этот клуб и был "дивным новым миром" - в миниатюре.

В чем была прелесть того времени? Как минимум в том, что у людей оставалась возможность выбрать - участвовать в этих оргиях или нет. Большая часть населения планеты о клубе не знала - и слава Богу.
У жителей мира Хаксли выбора нет. Они лишены этого задолго до рождения, еще до оплодотворения. Их жизни расписаны, четко регламентированы, и даже сами они отклониться не могут. Самое страшное в книге именно это - все принимают систему как должное, даже если сами не хотят, они лишь пытаются жить или создать себе условия. Они не думают о других - ни один. Все это общество - общество эгоцентриков, сосредоточенных на собственных благах, как бы они не выражались. Собственно, в мире и эмоций не осталось. А потребность в них глушится наркотиками - сомой.
Насколько мы близки к этому? Давайте посмотрим на цитаты из книги: речевки гипнопедии, того, что в том мире внушают с рождения: Лучше новое купить, чем старое носить. Прорехи зашивать — беднеть и горевать. Когда страстями увлекаются, устои общества шатаются.
А потом посмотрим, например, на детей. "Мама, я хочу айфон!" - говорит семилетний ребенок. Казалось бы, зачем он ему? Разве он будет пользоваться всеми возможностями? Нет, но он хочет айфон и именно последней модели, потому что у остальных ребят он есть.

Общество потребления толкает две идеи.

1. Хочу быть как все - здесь все понятно. Никто не хочет быть аутсайдером, проблема только в том, что аутсайдерство нынче может определяться не по умениям, знаниям, а по наличию/отсутствию определенных брендов. Как разделить людей по кастам? Как понять, кто альфа, а кто дельта (следуя классификации Хаксли)? Можно ввести квоты на биркин, тогда сразу видно, кто дотягивает до уровня, а кто нет.

2. Хочу быть как они. "Они" - в данном случае как раз та плеяда селебрити, которую обсуждают. Ею можно восхищаться или порицать, но у каждого из них найдутся поклонники. Поклонники - золотая жила потребления. Когда герцогиня Кэтрин выгуливает недорогое платье, продавцы знают - скоро на него будет вал клиентов "Хочу как Кэтрин!"

Жажда быть как они выражается в разных формах - от следования веяниям моды до некоего состязания. Собственно, со времен Ильфа и Петрова ничего не изменилось. На просторах планеты все так же существуют всевозможные вариации Эллочек-Людоедочек, которые жаждут заткнуть за пояс очередных Вандербильдих. Гламур шагает по миру, покоряя все больше людей. Тут надо понимать, что каждый приобщается к гламуру в меру своего ума, возможностей и чувства прекрасного. "Дорого/богато" - та же тенденция. Купить костюм в стразах с ног до головы и вышагивать в нем гордо по своему Задвижопинску - туда же. Это все разные грани одного кристалла.

И вот здесь мы вернемся к вопросу, как такие как Виктор смогли стать кумирами хоть для кого-то? Почему они популярны? Правильный ответ один - потому что мы их сделали популярными. Критика или похвала, добрый или злой отзыв - каждый падает копеечкой в копилку популярности медийного героя. Пэрис Хилтон пуста и глупа как пробка, но она известна. У Ким Кардашьян за душой ничего, кроме задницы, но ее знают и обсуждают многие. Получается, хотим мы или нет, мы культивируем этих личностей. Чем больше их обсуждают, тем больше шанс найти поклонников, тем сильнее разрастается это мнение, что для прекрасной жизни не нужно развиваться. Нужна красивая внешность и вовремя кого-то встретить.

Понимаете, в чем проблема. Мир все больше стремится к внешнему шику. И забывает о внутреннем. Сколько сумочек у вас в коллекции? Сколькими из них вы реально пользуетесь, а сколько выгуляли один раз? Зачем женщине тридцать пар туфель на сезон, если в следующем она побежит за новыми? Сколько в шкафу платьев?
И другой вопрос, сколько на полке книг? Сколько мыслей в голове?

Нет, я не говорю, что я вся такая в белом, начитанная, умная и с одной парой туфель. Я, конечно же, такой же потребитель, как и все остальные и у меня под сумки отдельная полка в шкафу. Живя в обществе, невозможно не приобщаться к его нормам, невозможно не потреблять. Но, может быть, стоит найти какой-то баланс между потреблением материальным и духовным, а самое главное - научить наших детей этот баланс находить? Даже если говорить рыночными нормами - если есть спрос, должно быть и предложение. И если мы привыкли потреблять, может быть, стоит учиться и отдавать что-то? Я сейчас не о материальных ценностях говорю. Понимаете, рыночные отношения, приходя в одну сферу жизни, распространяются на все. Потихоньку, полегоньку. И вот уже пошли разговоры в духе "Зачем был нужен этот смертный героизм во время Великой отечественной? Себя спасать надо - и все!"

Эпилог.

Самое страшное в реальности, что мы все ближе к этому дивному новому миру. Мы стремимся к идеальному обществу потребления, где каждый будет сам за себя. И уже невозможно будет понять девиз мушкетеров. Какие-такие "все за одного"? Какой "один за всех"?
Нет, друзья, мы давно уже решили, что надо жить умеючи, надо жить играючи, В общем надо, братцы, жить припеваючи.
И уверенно бредем этой дорогой. Только дорога эта в никуда. В студию 54, где все под кайфом, потому что без доппинга принять это просто невозможно.
Не над этим ли стоит задуматься?
Tags: гармония, дядюшка Фрейд, интересно-бесполезное, прочитанное
Subscribe

Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments