Олеся (lisenok) wrote,
Олеся
lisenok

Category:

Нарратология в кино

Нарратология, теория нарратива, теория повествования — научная дисциплина, изучающая повествование в целом.
Существуют несколько приемов нарратологии, которые используются как в изобразительном искусстве, так и в театре и в кино.
Mise en abyme или принцип матрешки — рекурсивная художественная техника, известная в просторечии как сон во сне, рассказ в рассказе, спектакль в спектакле, фильм в фильме или картина в картине.
Термин пришёл из средневековой геральдики, где французским словом abyme (устаревшее написание слова abîme) обозначался миниатюрный герб в центре герба.
Самый известный пример - «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, где на стене за фигурами портретируемых висит небольшое выпуклое зеркало, в котором видно, как художник рисует портретируемых и то самое зеркало, в котором отражен он сам и т. д.







Обложка альбома «Ummagumma» группы Pink Floyd тоже создана с использованием этого приема.



Если у вас еще не закружилась голова, перейдем к фильмам. Думаю, самым ярким примером будет фильм «Начало» Кристофера Нолана, где все построено на наслоении реальностей.



«Ванильное небо» тоже в какой-то мере придерживается этого принципа.
Фильм «Клетка» с Дженнифер Лопез также отображает реальность в реальности, где герои погружаются в чужое подсознание, правя его сами или становясь жертвами чужой воли.



«Бассейн» Франсуаза Озона построен на этом же принципе, но суть раскрывать я не стану, ибо это видно только в развязке.
«Экзистенция» с Джудом Лоу, где сюжет запутан настолько, что уже невозможно понять, игра это или реальный мир.

Макгаффин — распространённый в западной нарратологии термин для обозначения предмета, вокруг обладания которым строится фабульная сторона произведения (как правило, приключенческого жанра). Это своего рода механическая формула для конструирования сюжета: завязка построена на поисках того или иного предмета, о котором по ходу действия зачастую забывают. Термин ввел Альфред Хичкок. «Не важно, что это за вещь; главное, что все хотят ею обладать», — говорит Хичкок, добавляя, что в хорошем макгаффине всегда присутствует элемент непрояснённости.
Примеры — правительственные секреты в «К северу через северо-запад» самого Хичкока, мерцающее содержимое чемоданчика в «Криминальном чтиве» Квентина Тарантино или таинственная "счастливая" картина русского миллиардера в «Рок-н-рольщике»



Это характерно для и «Индианы Джонса», где такой предмет упоминается сразу же в названии фильма. Или для вестернов, например «Золото Маккены»



Из отечественных фильмов нельзя не вспомнить «Двенадцать стульев», «Бриллиантовую руку» или же «Приключения итальянцев в России», где все охотились за одним и тем же наследством.



Узнавание — традиционный перевод древнегреческого термина «анагноризис» (ἀναγνώρισις), которым оперирует в «Поэтике» Аристотель. Это переломный момент в драматическом произведении, когда тайное становится явным, когда главный герой утрачивает свои иллюзии и понимает суть происходящего вокруг. Узнавание, как правило, приурочено к кульминации действия, после него события стремятся к развязке.
Я люблю Ди Каприо, поэтому первым примером пойдет «Остров проклятых», где главный герой в ходе расследования узнает неожиданную правду.



В «Бойцовском клубе» узнавание – тоже немаловажная часть финала, как и в фильме «Шестое чувство».



Следом можно упомянуть и «Матрицу», где неожиданно узнавание приводит к завязке сюжета, а не развязке.



Пролепсис — фигура речи, упоминание будущих событий или свойств как заранее ожидаемых. Например, у Китса:
Вдоль стен Флоренции во весь опор
С убийцами их жертва проскакала.

В кинематографе аналогом этого приёма является флэшфорвард. Первый пример, что приходит в голову: сериал «Как я встретил вашу маму», полностью построенный на этом приеме. Сериал «Вспомни, что будет» в английской версии так и называется «Flash Forward», что как бы намекает.



Также этот прием часто использовался в сериале LOST. Флэшфорвард впервые появился в серии «Через зеркало», причём его события были показаны таким образом, чтобы зрители приняли его за флэшбэк. Только концовка серии окончательно раскрывала её суть. Кроме этой серии, которая относится к третьему сезону, все остальные флэшфорварды показаны в сериях четвёртого сезона. Они отображают события, связанные с шестёркой Ошеаник после того, как они покинули Остров.



Противоположность этому приему – флешбэк, обратный кадр — в искусстве означает отклонение от повествования в прошлое: сюжетная линия прерывается, и зритель наблюдает действия, которые происходили ранее. Используется в кинофильмах, видеоиграх, радиопостановках. В литературоведении аналогом обратного кадра считается ретроспектива.
Так, например, фильм «Титаник» - один сплошной флешбэк, воспоминания старой Розы о тех днях.



Клиффхэнгер - художественный приём в создании сюжетной линии (в литературе или кино), в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения. Этот приём часто используется авторами, чтобы увеличить вероятность того, что зрители будут заинтересованы в продолжении в надежде узнать, чем закончилась история. Часто носит криминальный характер (вероятные убийства и самоубийства, когда зритель до следующего эпизода не знает, погиб ли герой или нет; взрывы, несчастные случаи и пр.)

Как пример - концовка шестого сезона "Анатомии страсти", главной загадкой которого было, выживут ли Карев и Шеппард, после того как в них были совершены выстрелы.



"Хоббит. Пустошь Смауга" также обрывается на самом интересном месте, когда дракон собирается разрушить Озерный город. К этому же приему можно отнести и концовку второй части "Голодных игр".



Источники - википедия и фансайт лоста.На этом пока все, надеюсь, вам понравилось. Если вспомните еще примеры - пишите

Tags: интересно-бесполезное, фильм
Subscribe

  • Харвигейт: награды. Мой личный рейтинг

    По результатам скандала с Вайнштейном я решила сформировать свой список наград. Награды Харви любит, вот и присудим ему парочку. В качестве приза…

  • О страхе и незащищенности

    Про убийство паренька в Парке Горького много говорят. Мерзкое в этой ситуации с моей точки зрения даже не сам случай - от встречи с мудаками мы нигде…

  • Честер Беннингтон

    Меня что-то аж трясет. Зашла в тему про смерть солиста Linkin Park, потом во вторую - а там в комментариях пир духа. И то, что группа не гениальна и…

Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments