Олеся (lisenok) wrote,
Олеся
lisenok

Categories:

"Лунная радуга". Советский фантастический роман о космосе

О космосе, коммунизме и ностальгии.
Я выросла в городе Гагарине, которые, как вы можете догадаться, был так назван в честь земляка и первого космонавта. Мои родители дружили с его родней, меня учили те же учителя, что и его. В нашем городе несколько музеев - дом Гагарина, музей Космонавтики, еще один музей в школе, даже в краеведческом отдельный зал посвящен этой теме. Каждый год проходят Гагаринские чтения, мне даже как-то пришлось к ним немножко приобщиться. К 12 апреля все дети дружно рисовали что-то в духе "И на Марсе будут яблони цвести...", а потом лучшие работы висели на школьной выставке. Даже стена в школе была расписана "под Юру". Поэтому, можно сказать, что темой космонавтики я пропиталась с детства. И да, в силу этого я искренне надеюсь, что мы начнем освоение космоса с колонизации Луны (А что мы тут торчим? Потому что там нет нефти?), а потом и к звезде Барнарда рванем, что уж там.. В детстве я мечтала, что мне удастся до этого дожить. Сейчас понимаю, что вряд ли. Какое освоение космоса, когда все силы человечества направлены на разработку и приобретение пятого айфона?
Но так хочется... Вдруг все же ждут меня в инстаграме тысячи фоточек черного неба и селфи на фоне космоса?
Ну, ладно, это лирика. Просто "Лунная радуга" в очередной раз напомнила мне, как далеки мы сейчас от того, что даже в конце семидесятых еще казалось реальностью, даже несмотря на то, что сама книга скорее об опасностях Внеземелья, чем о том, как это здорово, если очень захотеть.
Вторая - о непохожести людей, точнее о праве непохожего находиться среди людей. И об обществе, которое этого права не приемлет. Я вот, например, так и не поняла, почему их монстрами называют. Монстры - это педофилы, маньяки и прочие. А экзоты...их-то что бояться? Но, кстати, в книге этой не страх, как таковой, перед иными. А страх, превращенный в ненависть. Как только герои понимают инаковость, они реально начинают ненавидеть, не разобравшись, опасен или нет. Обычно у страха разные формы проявления. А здесь только одна: ненависть. Причем от образованнейших людей! Как это объяснить?
Могу сказать, что у меня началось отторжение еще с момента "Штирлиц знал, что под водой проведет ровно 3 минуты". И к середине первой книге, когда по идее должна быть мощная "бабская" сцена, когда Людмила Б выносит мозг Нортону о погибшем муже, а меня не проняло совсем, я уже знала, что так и будет до конца. Поэтому в рецензии уже не видела смысла писать о героях отдельно. Они - одинаково шаблонные, все.У них нет диалектики, где бы они ни родились и ни выросли. Автор как бы сделал всю планету + Внеземелье единым целым, причем на основе отечественного базиса, а такого даже в СССР не было, всегда была разница поведения, восприятия, мышления и речи в зависимости от региона. Они говорят картонными фразами, очень такие... военные рассуждения. При этом кое-где совершенно нелепо проскальзывают английские фразы, но большинство общается на русском языке, независимо от национальности, смешение коих в наличии. И тут, кстати, еще одна тема. В первой части книги Фрэнк решил выйти за пределы коллективного сознательного в своих размышлениях, так его поведение тут же записали в "гипертрофию самосознания". Даже сами экзоты не говорят: Какого хрена, подумаешь, свойства, мы имеем право жить на Земле, как и все! Нет, они собираются в кучку, обзывают свой тарантас "Великий предок" и уплывают в дальние дали искать место, где им можно будет остаться, так, чтобы не мешать человечеству. В общем, ощущение, что когда-то на Земле грянул коммунизм, и всех причесали под одну планочку, уклонившихся не осталось.
Второй момент, который меня подбешивает, так это то, что в книге, этим грешат и многие другие фантастические произведения о космосе, сконцентрировавшись на внеземной теме, других не оставляют. Такое ощущение, что все человечество с определенного момента на космосе заклинило - и других событий, кроме развития внеземных городов, просто не происходило.
Вот картинки в книге очень в тему - с этими мускулистыми героями светлого коммунизма в труселях, извините.Экзоты - просто люди Икс. Кстати, недаром, по "Радуге" тоже комикс делали - реально в таком духе и написано!
Я перечитала тонну книг о космосе, о пространстве и прочем. Я на этом выросла. И вот о чем сейчас жалею. Эту книгу мне нужно было прочитать не сейчас, а тогда, на волне повального увлечения. Не теперь, в моем 2014, когда все эти бластеры, дыроглазы, жопоруки, лучеметы, мегалополисы и экзоты выглядят несколько нелепо. Равно как и гуттаперчевые заболевания. Все это слишком гипертрофированно, чтобы быть реальным, поэтому вызывает у меня несколько иную реакцию, чем автор ожидал.
Я где-то увлекалась, где-то нет, но в ходе прочтения у меня появилось ощущение некой театрализованности, то есть мне не удалось погрузиться в роман полностью, если вы понимаете, о чем я. Я не поверила в ту реальность.
После прочтения "Она же Грейс" я гуглила пэчворки и платья, потому что ощутила дух той эпохи. После "Имени розы" я чувствовала себя так, будто скаталась в прошлое и обратно. А здесь не было путешествия в будущее. Это будущее другой эпохи, с которой я распрощалась давным давно, когда папа грохнул партбилет на стол и сказал: "Да идите вы в задницу со своими взносами, если ни одного вопроса решать не хотите!" Эпохи, когда рвались через тернии к звездам, несмотря на дефицит в магазинах. Эпохи, когда робот Вертер казался роботом, а не переодетым мужиком с карешкой. Тогда я смогла бы прочитать и принять книгу как родную. А сейчас... ну да, прочесть эту книгу все равно, что пересмотреть фильмы об Алисе. Все выглядит уже слишком наивно, вызывает некий налет ностальгии. Да, там есть стоящие размышления даже для нашего времени: тварь я дрожащая или право имею, что делать с такими непохожими на нас, справедливо ли их изолировать и так далее... Но это опять же сформулировано в духе своего времени, не те вопросы, которые нашли во мне отклик здесь и сейчас. Вот, например, вопрос: вы противопоставляете себя обществу? Или ситуация, когда людям говорят, что от них зависит судьба человечества, и все сразу так проникаются ответственностью. Это все проявление коллективистского сознания, будущее в книге - один большой коммунизм, где, если ты чем-то отличаешься, тебя начинают проверять, не опасен ли обществу. Это сейчас можно быть серебристым двоезубым копчекоидом - никто слова не скажет. Книга уже не про нас! Мы даже в мутации такие не верим, единственная доступная нашему пониманию - руки из жопы, но для этого в космос лететь не надо. Да и от космоса нас отвращают не страшилки, что где-то там скрываются бяки, а просто понимание, что нам там сейчас делать нечего.
Жюль Верн изначально был писателем для взрослых, потом переквалифицировался в подросткового (не сам, конечно, его к тому моменту уже не было), теперь его и вовсе редко читают. И тут то же самое - стоило читать раньше, чтобы не застревать на деталях, которые ребенку нелепыми не покажутся.
Есть книги, которые актуальны всегда, есть те, которые смогут оценить потомки, а есть и те, которые были важны в свое время и в своем месте. Как мне кажется, эта книга из вторых.
Tags: интересно-бесполезное, прочитанное
Subscribe

Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments