Олеся (lisenok) wrote,
Олеся
lisenok

Category:

Бесовский праздник Halloween

Каких только страстей не бродит по интернету. Бесовский праздник, не славянский, нам не близок, негоже призывать нечисть и прославлять ее.

Итак, что же такое языческий праздник? У меня для вас, дорогие мои читатели, печальная новость: фактически все, что мы празднуем - язычество, за редким исключением. Даже в текущих религиозных праздниках скрыта нотка язычества, поэтому, дорогие упрекающие Halloween в язычестве, помните об этом, когда будете печь блины на Масленицу или красить яйца на Пасху.


Или вспомним Новый год. Традиция праздновать Новый год идет из таких глубоких времен, что нам сложно представить, когда этого не было. Вот, скажите, например, вас никогда не удивляло, почему год начинается 1 января, ведь это нелогично? Не 1 декабря, не 1 марта, а именно с января? Логика на самом деле проста. Примерно за 46 лет до рождения того, кто очень просил людей быть добрее друг к другу (и за это его прибили к кресту) небезызвестный нам Гай Юлий Цезарь повелел праздновать Новый год с 1 января. Почему? Потому что этот день был посвящен двуликому Янусу, который смотрит одним лицом назад, а вторым в светлое будущее. Представляете, какое страшное язычество? А мы до сих пор празднуем. Хуже того, Дед Мороз со Снегурочкой изначально вовсе не добрый дедушка и внучка. Такая концепция появилась ближе к середине 19 века. До этого доброго дедули не существовало. Был Дед, который вовсе не с праздником ассоциировался, а с зимой. И в древности, когда зимы были суровые и холодные, ему приносили жертву. Причем вряд ли это была красивая юная девственница, как придумалось позже в легенде. В концепции выживания никто в здравом уме не будет уничтожать тех, от кого может зависеть продолжение рода. Такие дела.

Я не случайно вспомнила Новый год. Именно к этому празднику корнями уходит Halloween. И тут тоже есть определенная логика. Человек по сути своей стремится к структуре завершенности. Год прошел, круг замкнут, можно подвести итоги и закрыть страницу. Мы не знаем, как вели себя пещерные люди, чья жизнь была посвящена собирательству и охоте. Было ли у них летоисчисление от "гуси прилетели" до "гуси улетели" и так далее. Но с тех пор, как один умный человек обнаружил, что семечко можно воткнуть в землю, поливать и собирать урожай, новый год плотно привязался к сельскохозяйственному календарю. Тут есть вариации - кто-то новый год отмечал с началом пахоты, кто-то соотносил его с концом. Кельтский календарь делил год на две части: тёмную, начинавшуюся в конце октября — начале ноября, и светлую. Светлая часть начиналась в марте — апреле. Прообразом нынешнего праздника стал Самайн - кельтский праздник окончания года (тогда и у кельтов и, что интересно, у славян концом года считался конец урожайного года, только у нас год заканчивался несколько раньше - сентябрем). Это праздник, связанный с увяданием природы. Т.к. канун нынешнего Дня Всех Святых считался последним днем, когда убирали урожай, то следом начинался темный, мертвый сезон. Земля уходит на отдых, люди подсчитывают, что они получили, осматривают скотину и решают, какая перенесет зимовку, а какая слишком слаба - ее можно убить и сделать запас еды на зиму. Праздник длился неделю - три дня до самого Самайна и три дня после. В это время не только закрывали старые дела, но и думали о будущем: друиды гадали, жгли высокие костры. Существовала традиция - пройти между двумя кострами - это был обряд очищения. Иногда между кострами водили и скот. Это не с потолка взятая информация. Самайн продолжали какое-то время праздновать и после того как Ирландия приняла христианство, в том числе и в Таре, о чем остались свидетельства.

Что касается потустороннего в празднике.. Изначально Самайн не подразумевает никакой бесовщины, причина этому одна: в кельтской религии не было места чертям и аду. Захоронения показывают: кельты хоронили своих с нажитым добром, чтобы и в той жизни вождь оставался вождем, а раб - рабом. Единственная надежда на посмертную компенсацию для кельтов осталась в римских записях, где упоминается, что друиды говорили о переселении душ. Однако, Самайн все же связан с мертвечиной. Это действительно в чем-то праздник смерти. Считалось, что в этот день кельты, нарушившие свои гейсы, умирают. Гейсы- это довольно непростая система запретов, обетов перед богами, своеобразный способ умаслить богов. Именно в эту ночь нарушившие направлялись в мир мертвых, то есть смысл праздника был не в том, что мертвые возвращались, а в том, что в этот период уходящие были, вот их и надо было проводить куда надо, чтобы не потерялись. Других свидетельств, что праздник носил иной смысл, кроме сельскохозяйственного - нет.

Откуда тогда взялась вся нечисть, которой нас так пугают? Первые упоминания о ней относятся к десятому веку, спустя четыреста лет, как в Ирландию пришло христианство. С этого периода праздник начинает адаптироваться под новую реальность и постепенно превращается в то, что мы знаем теперь. Появляется поверье, что в этот день всевозможная нечисть выходит в наш мир погулять, пошалить, то есть баловаться. Как мы понимаем, у кельтов разговоров о нечисти и поклонении ей речи не было. Как и сам праздник не предлагает и не предполагает поклонение, наоборот, концепция всего происходящего гласит: "Уходи отсюда, нечисть, тебе здесь нечем поживиться!"

Даже традиция изготовления тыкв-светильников пошла от кельтского поверья, что они освещают душам путь в мир мертвых. Позднее, уже в христианскую эпоху, родилось поверье про хитрого выпивоху Джека, который несколько раз обманывал дьявола и был весьма хитрожоп. Он вел не сильно праведный образ жизни, но выторговал у дьявола, что тот его не примет в ад. Когда Джек умер, он и в раю оказался не нужен, ибо не праведник, хоть и хитер. В итоге он бродил неприкаянный по миру, освещая себе путь угольком, который оставил ему дьявол. Джек положил этот уголек в пустую тыкву и так освещал себе путь. Уже позднее стало считаться, что такие тыквы-светильники отгоняют от дома злых духов.

В общем и целом, я бы резюмировала пост так. Не стоит бояться этого праздника.

1. Он не подразумевает поклонение бесовщине вообще.
2. Сам маскарад всего лет сто тридцать как появился.
3. Мистическая идея нарядов в том, чтобы показать нечисти: тут и так много нечисти, не приходите. Т.е. где маскарад - туда они не придут, ибо глупые и обманутся.
4. Тыква-фонарь должна освещать дорогу умершим на тот свет. А вовсе не оттуда вернуть.
5. И последнее: мы не древние суеверные ирландцы. Всем давно плевать на любое мистическое содержание праздника. Это просто маскарад - здорово и весело!
Tags: интересно-бесполезное
Subscribe

  • Майор Гром: Чумной Доктор

    Когда идешь на отечественный фильм - не ожидаешь ничего интересного. Как-то уже привыкли к шлаку, к тому, что все вторично, нелепо и не смотрится.…

  • Малефисента. Владычица тьмы

    Если вы хотите увидеть прекрасную сказку - не смотрите Малефисенту. Если вы хотите логику сюжета - не смотрите Малефисенту. И вообще не смотрите…

  • Плохие парни навсегда

    У меня накопилось ненаписанных рецензий - жуть. Я так рассчитывала, что напишу их на карантине и порадую всех, но на карантине я либо работаю, либо…

Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments